Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Генплан Казани

Казань – древний город с тысячелетней историей. Она прошла путь от крепости до крупного экономического, культурного, образовательного, туристического и спортивного центра с населением более 1 млн 200 тыс. человек. Город отличает богатое архитектурное наследие, которое складывалось на протяжении многих столетий. Главную роль в определении направления градостроительной деятельности Казани играет Генеральный план, с историей которого можно ознакомиться в этом разделе.

Первоначально поселение на территории современной Казани являлось укрепленным пунктом в низовьях реки Казанки, который контролировал волжский речной путь. В XIII веке площадь города составляла 13 га.

В XIV-XVI вв. Казань была столицей Казанского ханства. Площадь города в этот период увеличилась до 200 га.

Схематичный план древней Казани, XV - первая половина XVI века
Фото: В.П.Остроумов, «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры», с.20

После вхождения Казани в состав Московии границы посада расширились, захватив территории левобережья протоки Булак. Численность населения во второй половине XVI века составляла 7 тыс. человек, площадь города – 300 га.

До середины XVIII Казань развивалась как средневековый город. Основным материалом для строительства того периода было дерево. Бесконечные пожары стали одной из причин масштабной градостроительной реформы для всей страны. В 1763 году только что взошедшая на престол императрица Екатерина II издала Указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо». Казань вошла в список 200 крупнейших российских городов, подлежащих регулированию.

В 1768 году архитектор Василий Кафтырев во исполнение указа разработал первый регулярный Генплан Казани. Он был «Высочайше» утвержден 17 марта того же года. В соответствии с ним город застраивался до середины XIX века. В этот период осваивались новые территории в северо-западной части города и вдоль реки Казанки в Адмиралтейской и Пороховой слободах.

Генеральный план Казани, автор Василий Кафтырев
Фото: В.П.Остроумов, «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры», с.76

В 1840-1850-х годах губернский архитектор Фома Петонди разработал новый Генеральный план Казани, в соответствии с которым город расширял свои границы преимущественно в южном и восточном направлениях.

Строительство железной дороги в конце XIX века, соединяющей западные и восточные регионы России, способствовало новому экономическому подъему города. Казань стала одним из крупнейших промышленных городов. Свободные от застройки территории вдоль железной дороги, проложенной в юго-западной части города, активно застраивались промышленными предприятиями. Благодаря этому развитию численность населения Казани к 1897 году увеличилась до 130 тыс. человек.

Генеральный план Казани, автор Фома Петонди
Фото: В.П.Остроумов, «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры», с.78

Политические преобразования, которые произошли в стране после революции 1917 года, потребовали освоения новых городских территорий под строительство промышленных предприятий. Взятый в СССР курс на индустриализацию вылился в Казани в развитие и создание крупных промышленных зон и строительство при них рабочих поселков.

Первая схема планировки Казани советского периода относится к 1924-1926 годам, ее автором стал архитектор, впоследствии ректор Казанских архитектурно-художественных мастерских Федор Гаврилов. После его кончины проект дорабатывал архитектор П.Г.Данилов.

Активное промышленное строительство на заре становления ТАССР велось в южной части вдоль озера Кабан и в северной части вдоль транзитной железнодорожной магистрали Москва – Свердловск (ныне Екатеринбург). При этом Казань оставалась крупнейшим образовательным центром страны. В 1930-е годы были построены Химико-технологический институт (КХТИ), Финансово-экономический институт (КФЭИ), Авиационный институт (КАИ), Инженерно-строительный институт (КИСИ). Численность населения на 1939 год составляла 348 тыс. человек.

Вид на центральную часть Казани, 1970-е годы
Фото: В.П.Остроумов, «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры», с.267

Развитие города требовало нового проектного документа. Разработку Генплана Казани в 1933 году поручили московскому институту Гипрогор. В 1934 году наркомат отверг предложенную идею двух городов: северного и южного – и передал дальнейшую разработку проектному институту Ленгипрогор, бригаде под руководством архитектора И.С.Носова. Проект планировки Казани утвердили за три дня до начала Великой Отечественной войны.

В связи с войной строительство приобретает новый характер. Из западных регионов страны в город эвакуировали заводы. Необходимые для размещения предприятий территории площадью 182 га отвели в северном и южном промышленных районах. Для размещения эвакуированного населения шло большое барачное строительство. Новая жилая застройка развернулась на периферийных территориях по Сибирскому тракту в северо-восточной части города.

Жилые дома по ул.Декабристов, 1970-е годы
Фото: В.П.Остроумов, «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры», с.220

В связи со строительством новых предприятий и поселков вокруг них, а также попаданием части территории в зону затопления Куйбышевского водохранилища в 1947 году было принято решение о невозможности использования Генплана 1941 года для дальнейшего развития Казани. В 1948-1949 годах Ленгипрогор приступил к разработке нового плана. Он претерпел несколько корректировок в течение 1950-х годов, связанных с законодательными изменениями в сфере жилищного строительства, заполнением Куйбышевского водохранилища и возведением системы инженерных сооружений, защищающих город от затопления. Также произошло увеличение численности населения, которая составила 762 тыс. человек, а в городскую черту включили крупные поселки Юдино и Дербышки. Кроме того, в 1960-е годы страна взяла курс на массовое строительство. На смену индивидуальному и дорогому пришло типовое, индустриальное и дешевое.

В 1965-1968 годы Ленгипрогор разработал новый Генеральный план Казани, который в 1969 был утвержден постановлением совета министров РСФСР. Основные положения генплана: развитие города с увеличением численности населения к 1980 году до 1 млн человек и на расчетный срок 25-30 лет – до 1 млн 200 тыс. человек; Казань должна равномерно развиваться на обоих берегах Казанки; необходимо создать развитую систему магистралей и скоростных дорог для связи между районами города и с приграничной зоной. В 1979 году численность населения города достигла 1 млн человек.

Строительство развязки на перекрестке пр.Ямашева и ул.Фатыха Амирхана, 2010 год
Фото: Город Казань.KZN.RU

Освоение территории Казани активизировалось в 1996-2004 годы с принятием республиканской программы ликвидации ветхого жилья и реконструкции кварталов ветхого жилого фонда. В 2005 году проектный институт Казгражданпроект начал разработку нового Генерального плана, который утвердили в 2007 году. Документ предусматривал интенсивное развитие городского округа за счет максимального использования внутренних территориальных резервов. Кроме того, упор делался на развитие природно-рекреационного каркаса с воссозданием его исторических элементов, реконструкцию ядра городского центра с целью усиления роли ядра как культурного и общественного символа.

В 2014 году было принято решение о подготовке нового документа, тогда же по результатам открытого конкурса был заключен контракт с Институтом Генплана Москвы. Новый документ после многочисленных обсуждений с жителями города приняли 28 февраля 2020 года. Расчетный срок Генерального плана составляет 20 лет. Первая очередь строительства по Генплану выделена до 2025 года. Перспектива документа рассчитана на 35 лет, до 2055 года. Мероприятия Генерального плана касаются функционально-планировочной структуры, границ города, социальной и транспортной инфраструктур, охраны окружающей среды, природно-рекреационного комплекса, инженерной инфраструктуры, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и инженерной защиты города.

Использованы материалы Управления архитектуры и градостроительства, Государственного архива РТ и книги В.П.Остроумова «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры».

Дата изменения: 02.04.2021